Морское судоходство. Фрахтовый рынок

Морские перевозки, фрахтование судов, конъюнктура фрахтового рынка

Общая авария

Автор admin

Особые правила регулируют отношения сторон в случае так называемой общей аварии. Институт общей аварии — результат специфики торгового мореплавания, связанного с риском гибели и груза и судна. Если в ходе выполнения рейса судовладелец при обстоятельствах, угрожающих и судну, и грузу, вынужден принести известные имущественные жертвы с целью избежать еще больших жертв и создать условия для благополучного продолжения рейса, эти жертвы определенным образом делятся между заинтересованными сторонами. За жертвой или расходом, совершенным судовладельцем (капитаном), признается характер общей аварии только в том случае, если они:
— имеют чрезвычайный характер — сделаны намеренно и разумно;
— сделаны для спасения судна, груза и фрахта от грозящей им общей опасности.
Если действия не отвечают хотя бы одному из перечисленных требований, за ними не признается характер общей аварии. Одним из распространенных случаев общей аварии является выбрасывание груза, обычно палубного, для облегчения судна, если судно село на мель и ему грозит гибель; или расходы по заходу в порт-убежище, если судну грозит гибель вследствие шторма и т.п. Но не может быть квалифицирован как общая авария непроизвольный смыв палубного груза, несмотря на возможную полезность этого происшествия, в силу отсутствия элемента намеренности, предполагающего сознательное действие.
Проблемы общей аварии были известны еще в глубокой древности. Сейчас порядок урегулирования общей аварии сформулирован в Йорк-Антверпенских правилах, редакция которых время от времени уточняется по мере развития судоходной практики и правовой теории. Чартер обычно содержит ссылку на эти правила и указывает место урегулирования общей аварии, так как, несмотря на наличие общих правил, процедура урегулирования общей аварии меняется от страны к стране. При наличии ссылки Йорк-Антверпенские правила инкорпорируются в чартер и становятся его составной частью.
Существо урегулирования общей аварии заключается в том, что убытки распределяются между заинтересованными сторонами пропорционально стоимости спасенной собственности: стоимости судна, груза и фрахта. Документ, определяющий долю участия сторон в общих убытках, распределение этих убытков, указание, кто кому должен заплатить, называется диспашей.
Отношения по общей аварии нередко бывают весьма осложненными вследствие крайнего разнообразия обстоятельств общей аварии. Само определение существа общей аварии, несмотря на наличие правил, все еще вызывает споры и различные практические толкования.

Статьи по теме:
  • Вывод судна из эксплуатации. Прекращение выплаты аренды
  • Рейсовый чартер. Комбинация двух функций. Основные права и обязанности сторон
  • Арендная плата. Сроки оплаты. Методы фиксации
  • Функциональная структура фрахтового рынка (часть II)