Морское судоходство. Фрахтовый рынок

Морские перевозки, фрахтование судов, конъюнктура фрахтового рынка

Весьма разнообразны ледовые оговорки чартеров, которые регулируют отношения сторон при возникновении ледовых условий в портах. Так, ледовая оговорка чартера «Дженкон» отдельно рассматривает ледовую ситуацию в порту погрузки и отдельно по порту выгрузки. Оговорка рассчитана на несколько ситуаций.
Если порт погрузки окажется недоступным из-за льда или капитан в порту погрузки вследствие наступивших морозов сочтет, что судно подвергается опасности вмерзания, судовладелец в любое время может отказаться от чартера, если погрузка еще не началась. Но если при аналогичных обстоятельствах погрузка уже началась, судно вправе покинуть порт с наличным грузом и выгрузить его в порту назначения в соответствии со всеми условиями чартера, сохраняя право на часть фрахта, пропорциональную доставленному грузу. Судовладелец вправе при этом взять попутный груз.
Если при фрахтовании согласовано несколько портов погрузки и часть их недоступна из-за льда, судовладельцы вправе или взять груз, предусмотренный к погрузке в доступном порту, и догрузиться попутным грузом, как это указано выше, или отказаться от чартера, но при условии, что фрахтователи отказываются предоставить полный груз в доступном порту.
Перечисленные условия не действуют в весеннее время.
По порту выгрузки свобода действий судовладельца более ограничена при аналогичных обстоятельствах. Если порт выгрузки недоступен для судна из-за льда (исключая весенний сезон), грузополучателям предоставляется альтернатива или оставить судно в порту до открытия навигации с оплатой полного демереджа, или направить судно в доступный порт. Право решения предоставляется грузополучателям, причем они могут быть только грузополучателями (а не фрахтователями), связанными с судовладельцами и, соответственно, с условиями чартера через условия коносамента, как это упоминалось выше.
При наступлении ледовой обстановки в ходе выгрузки капитан вправе вывести судно из замерзающего порта с наличным грузом и проследовать для довыгрузки в ближайший доступный порт. Фрахтователи при этом обязаны оплатить фрахт в соответствии с чартером.
Ледовая оговорка по специальному соглашению сторон иногда заменяется ледокольнойоговоркой, которая аннулирует ледовую оговорку и обязывает судно форсировать лед вслед за ледоколом. Обычно в этих случаях оговаривается, что время в ожидании ледокола считается сталийным, а сама ледокольная проводка выполняется бесплатно для судовладельца.

Статьи по теме:
  • Безопасный порт
  • Военная оговорка
  • Забастовка
  • Мореходность. Приемка и сдача судна из аренды