Морское судоходство. Фрахтовый рынок

Морские перевозки, фрахтование судов, конъюнктура фрахтового рынка

Забастовка

Автор admin

Чартер содержит обширный раздел, состоящий из так называемых оговорок, которые регулируют отношения сторон при возникновении особых обстоятельств в ходе выполнения сделки: война, авария судна, столкновение, ледовые условия, забастовка.
Одной из наиболее употребительных является оговорка о забастовке, так как забастовки в портах случаются нередко. Под забастовкой в таких случаях понимается общий организованный отказ от работы. Содержание оговорок варьирует в деталях от чартера к чартеру, но существо, тем не менее, сводится кдвум основным положениям: формулируются взаимные права и обязанности на период, когда убытки для совместного предприятия еще могут быть предотвращены, или устанавливаются правила распределения убытков, если они неизбежны.
Стандартная форма чартера «Дженкон» освобождает фрахтователей и судовладельцев от взаимных обязательств за последствия любых забастовок или локаутов, которые препятствуют или задерживают выполнение обязательств по чартеру. Но чартер особо выделяет ответственность сторон на тот случай, когда забастовка препятствует грузовым операциям. Если забастовка препятствует погрузке товара или его части, когда судно готово проследовать в порт погрузки из последнего порта захода или когда судно уже находится в пути к порту погрузки или уже прибыло в него, судовладельцы вправе потребовать от фрахтователей подтверждения, что последние будут считать сталийное время в соответствии с условиями чартера независимо от забастовки, т.е. платить судовладельцам демередж по чартерной ставке после окончания сталийного времени. Если фрахтователь по истечении 24 часов после такого требования судовладельца не даст подтверждения, судно может считаться свободным от выполнения чартерных обязательств. Если товар частично уже погружен, судно может сняться в порт выгрузки с наличным грузом, но фрахт может быть уплачен только за доставленное количество, хотя судовладельцу предоставляется право взять попутный груз.
Если забастовка или локаут угрожают выгрузке по прибытии или уже после прибытия судна в порт выгрузки или на рейд порта, судно обязано 48 часов ожидать за счет судовладельца окончания забастовки. Если забастовка за это время не закончилась, то фрахтователю предоставляется выбор: или задержать судно в порту до окончания забастовки и выгрузки с оплатой судовладельцу половины ставки демереджа после окончания сталии, или направить судно для выгрузки в такой порт, где оно может выгрузиться без риска быть задержанным забастовкой или локаутом. Это решение должно быть принято фрахтователем в течение упомянутых 48 часов, которые начинают считаться после того, как судовладелец уведомил фрахтователя о забастовке, препятствующей выгрузке. Существенно, что такое уведомление может быть дано не ранее момента прибытия судна в порт выгрузки. При направлении судна в другой порт условия чартера сохраняют свою силу и судовладелец получает тот же фрахт. Но если назначенный новый порт выгрузки находится на расстоянии более 100 морских миль от первоначального порта, фрахт увеличивается пропорционально увеличенному пробегу судна на базе чартерной ставки фрахта. В некоторых чартерах, а также судами и арбитражами это право судовладельца трактуется расширительно, в частности, судовладельцу предоставляется право самостоятельно принять решение о выгрузке в другом порту с освобождением от оплаты расходов по доставке выгруженного товара по назначению, указанному в чартере.

Статьи по теме:
  • Безопасный порт
  • Ледовая оговорка
  • Наименование портов погрузки и выгрузки. Географический опцион. Номинирование портов. Ротация
  • Местоположение судна