Морское судоходство. Фрахтовый рынок

Морские перевозки, фрахтование судов, конъюнктура фрахтового рынка

Заход в порт связан для судна с оплатой всякого рода сборов: корабельных, маячных, лоцманских и т.п. Все расходы, связанные с судном, традиционно оплачиваются судовладельцем за свой счет, и условия чартеров содержат по этому поводу соответствующие условия. Однако среди такого рода сборов есть небесспорные, например, причальные сборы, т.е. плата за пользование причалом. Но причалом, на котором выполняются грузовые операции, пользуется как судовладелец для ошвартовки судна, так и фрахтователь, грузовладелец для доставки груза к судну. При отсутствии особого условия в чартере причальные сборы обычно взыскивают с судовладельца. Во избежание недоразумений чартер должен содержать на этот счет недвусмысленные указания, если судовладелец намерен возложить оплату причальных на фрахтователя.
При прохождении каналов сбор взыскивается не только за судно, но иногда и за груз. И в этих случаях отсутствие соответствующей оговорки в чартере практически относит на судовладельца все платежи.
Законодательство многих стран, в том числе и российское, облагает налогом фрахт, получаемый судовладельцем-нерезидентом при вывозе экспорта их данной страны. Налог достигает немалых сумм. При фрахтовании стороны в таких случаях особо договариваются, кто оплачивает налог. Если такой договоренности нет, то налог платится судовладельцем, который должен соответствующим образом учесть его в сумме фрахта. Но это в конечном итоге дороже обходится фрахтователям, которые, как правило, соглашаются брать на себя оплату налога.

Статьи по теме:
  • Таймчартер. Основные права и обязанности сторон
  • Прекращение ответственности фрахтователя. Залоговое право
  • Права фрахтователей в отношении администрации судна
  • Значение прочих условий сделки