Морское судоходство. Фрахтовый рынок

Морские перевозки, фрахтование судов, конъюнктура фрахтового рынка

Фрахт оплачивается обычно за определенную единицу груза. Указанная в чартере плата за единицу груза называется ставкой фрахта. Большинство грузов измеряется в тоннах, но некоторые грузы имеют свои специфические единицы измерения. Так, лесоматериалы измеряются в кубических метрах, или иных специальных единицах, причем они могут быть складочными или плотными и тем самым существенно разнятся друг от друга. Стороны могут договориться об оплате фрахта за штуку груза: за бочку, за автомашину, за мешок и т.п.
В некоторых случаях, когда фрахтователи не в состоянии гарантировать укладочную кубатуру груза или не могут предоставить судну полный груз или имеют иные соображения по этому поводу, стороны могут договориться об аккордной оплате фрахта за все судно, которая называется люмпсум. Оплата фрахта люмпсум обычно выгодна судовладельцу, так как избавляет его от забот относительно полного груза и обеспечивает ему определенную сумму фрахта при любом количестве груза. Напротив того, фрахтователям условия люмпсум невыгодны, так как при такой оплате судовладелец не только теряет заинтересованность в перевозке максимального количества груза, но объективно заинтересован в меньшем количестве груза, поскольку это может сократить время стоянки судна под грузовыми операциями, или сумму его расходов на погрузку и выгрузку, если они идут за его счет.
Соглашаясь на оплату люмпсум, фрахтователь обычно стремится выговорить себе гарантию, что предоставляемое для перевозки судно имеет определенную грузоподъемность и грузовместимость. Нарушение этой гарантии дает фрахтователю право уменьшить сумму люмпсум пропорционально размеру нарушения по дедвейту или кубатуре. Естественно, что соглашаясь на оплату фрахта люмпсум, фрахтователь не обязан указывать количество груза для перевозки. Если же количество указано, а судно фактически перевезло груза больше, судовладелец может потребовать пропорциональной доплаты фрахта за перевезенный излишек.
Фрахт люмпсум обычно указывается в виде определенной суммы. Но существуют иные, замаскированные формы, например, оплата фрахта за тонну дедвейта судна или за кубическую единицу грузовых помещений судна. Поскольку и то и другое для каждого судна — величины постоянные, умножение ставки фрахта на дедвейт или грузовместимость судна дает гарантированный фрахт люмпсум, не зависящий от количества перевозимого груза.

Статьи по теме:
  • Аванс фрахта
  • Оплата фрахта за принятое или сданное количество груза. Скидка за невзвешивание груза. Оплата фрахта грузополучателем
  • Значение фрахтовой ставки
  • Брокерская комиссия. Адресная комиссия