Морское судоходство. Фрахтовый рынок

Морские перевозки, фрахтование судов, конъюнктура фрахтового рынка

Конечная сумма фрахта зависит от количества груза. Чартер может фиксировать обязанность фрахтователя оплатить фрахт за принятое, т.е. коносаментное количество груза, или за доставленное, т.е. определенное при выгрузке. Это небезразличное условие, так как доставленное количество не всегда соответствует погруженному. Судовладельцы, естественно, предпочитают платежи за погруженное количество, при которых фрахтователь лишается фактического, хотя юридически необоснованного права чинить задержки при оплате фрахта, вычитать из фрахта стоимость недостачи, суммы диспача и т.п. Фрахтователи предпочитают оплату фрахта за доставленное количество. Для фрахтователей это имеет смысл еще и потому, что товарные платежи они, как правило, получают тоже за доставленное количество товара и в этом случае оплата фрахта соответствует товарным платежам: при обнаруженном излишке покупатель получает дополнительный товарный платеж, из которого выплачивается дополнительный фрахт. При недостаче товара он гарантирован от оплаты фрахта за недоставленный товар, за который он не получит товарного платежа.
При перевозке массовых навалочных грузов (угля, руды) существует практика, которая дает фрахтователю право или проконтролировать, перевесить доставленный груз, или, альтернативно, принять его по коносаментному количеству. Этот опцион декларируется до начала выгрузки. В случае приемки по коносаментному количеству, без перевески, судовладелец предоставляет фрахтователю скидку за невзвешивание (in lieu of weighing), обычно в размере 1% от суммы фрахта.
При перевозке грузов, которые принимаются и сдаются поштучно, такая практика отсутствует. Более того, грузополучатели, если они не являются и фрахтователями, выговаривают себе в условиях контракта купли-продажи право самостоятельно рассчитаться с судовладельцем по фрахту за счет и от имени фрахтователей. В результате фрахтователи по условиям Cesser clause чартера передают контрагентам-грузополучателям свои права и обязанности по чартеру, в частности обязанность оплатить фрахт, оставаясь, однако, в конечном счете ответственными перед судовладельцем за оплату фрахта. И если судовладелец не получил фрахт от грузополучателя согласно условиям чартера, то он вправе обратить свои требования к фрахтователю. В то же время, грузополучатель, получив право рассчитаться по фрахту, одновременно получает возможность не только проверить количество доставленного груза, но и удержать из фрахта стоимость недостачи, что также обычно предусматривается условиями чартера. Удержание производится на основании акта учета выгруженного груза (outturn report), составляемого так называемыми присяжными тальманами (sworn tallymen).

Статьи по теме:
  • Начисление суммы фрахта. Фрахтовые единицы. Ставка фрахта. Фрахт люмпсум
  • Оплата фрахта. Возникновение права на фрахт
  • Чартера для перевозки сахара
  • Забастовка