Морское судоходство. Фрахтовый рынок

Морские перевозки, фрахтование судов, конъюнктура фрахтового рынка

Указанные выше обстоятельства необходимо иметь в виду при трактовке вопроса о портах погрузки и выгрузки, которые могут быть указаны в разнообразных формах. Наиболее простая форма—прямое указание портов (direct ports) погрузки и выгрузки, например, Одесса, Роттердам, Сидней. Отметим, кстати, что чартер с указанием портов погрузки и выгрузки иногда, по старинке, называют еще «портовым чартером» в отличие от «причального чартера», когда помимо порта в чартере оговаривается конкретный причал, у которого должно ошвартоваться судно. В последнем случае правовая конструкция несколько меняется, ибо указание конкретного причала нередко трактуется как абсолютная обязанность судовладельца представить судно у этого причала вне зависимости от габаритов судна (осадка, длина и т.п.) Более того, это понимается и как обязанность судовладельца ждать причал за свой счет, если он занят к прибытию судна, хотя в чартере может иметь место иная оговорка об ожидании причала.
Иногда фрахтователи вынуждены производить погрузку или выгрузку в нескольких портах или по своему выбору в одном или более портах из нескольких. Нередко при заключении чартера фрахтователям вообще не известны конкретные порты, и речь может идти только о районе, где располагаются предполагаемые порты погрузки или выгрузки. В этих случаях в чартере фиксируются крайние пункты определенного отрезка берега, который называется ренджем (range), и в его порты может быть направлено судно при условии соблюдения гарантий безопасного подхода, если не оговорено иного.
Право фрахтователя выбирать порт или порты из числа прямо или косвенно оговоренных в чартере является опциональным, т.е. он может воспользоваться этим правом только один раз. После номинирования портов право их дальнейшего выбора аннулируется и переноминирование портов может быть выполнено только с согласия судовладельца.
Если чартер предоставляет фрахтователям право направлять судно в несколько портов, понимается (даже если об этом нет упоминания в чартере), что судно будет заходить в порты в порядке прямой географической ротации, т.е. начинать с порта, наиболее близко расположенного к порту последнего захода судна и таким образом следовать до самого дальнего. Но фрахтователи могут оговорить себе право обратной географической ротации и направить судно в обратном порядке от дальнего порта к ближнему. В порядке исключения может встретиться и ломанная ротация: дальний порт, ближний порт, третий порт между ними и т.д.

Статьи по теме:
  • Местоположение судна
  • Ледовая оговорка
  • Зерновые чартера. Подача нотисов о прибытии и готовности. Географические опционы. Ордерование. Грузовые опционы
  • Военная оговорка