Морское судоходство. Фрахтовый рынок

Морские перевозки, фрахтование судов, конъюнктура фрахтового рынка

Всякий рейсовый чартер в той или иной форме предусматривает места погрузки и выгрузки груза. В чартере по отношению к портам погрузки и выгрузки обычно содержится указание на так называемый «безопасный порт» (safe port). Условие о безопасном порте по своей правовой структуре близко к условию о мореходности судна. Суть этого условия в том, что фрахтователь гарантирует судовладельцу безопасность пребывания судна в порту не только с точки зрения природных условий (ветры, течения, защищенность от шторма, приливы, отливы), но и социально-политическую безопасность.
Смысл института безопасного порта в том, что представляет собой инструмент отнесения на фрахтователя ответственности за убытки, причиненные судну в порту, если эта ответственность не регулируется другими условиями чартера. Понятие безопасного порта безотносительно, т.е. не имеет абсолютно критериального содержания. Один и тот же порт в идентичных условиях, например, появление льда в акватории порта, может быть признан небезопасным, если судно получило ледовое повреждение, или в тех же условиях гарантия безопасного порта будет считаться выдержанной, если появление льда не принесло никаких убытков. Таким образом, порт может быть признан безопасным или небезопасным только после того, как возник вопрос об ответственности за нанесенный судну ущерб в период пребывания в порту: отнести ли ее на фрахтователя или оставить за судовладельцем.

Статьи по теме:
  • Гарантии сторон по портам погрузки и выгрузки
  • Ледовая оговорка
  • Наименование портов погрузки и выгрузки. Географический опцион. Номинирование портов. Ротация
  • Преамбула