Морское судоходство. Фрахтовый рынок

Морские перевозки, фрахтование судов, конъюнктура фрахтового рынка

Как показывает практика, одно лишь название, даже самое точное, не всегда исключает возможность недоразумений, так как грузы одного и того же названия могут иметь разную укладочную кубатуру (stowage factor). Так, укладочная кубатура целлюлозы в зависимости от качества фабричной прессовки кип может колебаться от 1.5 до 2.4 куб. м , а хлопка от 2.2 до 4.2 куб. м на тонну. Укладочная кубатура груза может порой существенно повлиять на так называемый «интейк» (intake) судна, т.е. на фактическое количество груза, которое судно способно принять, и, в частности, привести к недогрузу, а, следовательно, и к недобору фрахта и к ответственности за убытки, причиненные фрахтователю из-за недогруза. Поэтому при трактовке грузов с неопределенной укладочной кубатурой необходимы дополнительные гарантии по максимальной укладочной кубатуре груза. Это снимает ответственность с судовладельца за недогруз и, соответственно, повышает ответственность фрахтователя.
Если гарантия не выдержана, с судовладельца слагается ответственность за недогруз, и вместе с тем он может требовать возмещения убытков по недобору фрахта. При этом надо иметь в виду, что несоблюдение гарантий по укладочной кубатуре может произойти и по причине неудовлетворительной укладки, штивки груза. И в этом случае виновной может быть судовладельческая сторона, поскольку капитан по чартеру отвечает за правильную укладку груза, хотя укладка выполняется стивидорами фрахтователя. В подобного рода случаях опытный капитан, чтобы поднять качество штивки и, как минимум, снять с судовладельца ответственность, подает агенту фрахтователя письменный протест.

Статьи по теме:
  • Рейсовый чартер. Комбинация двух функций. Основные права и обязанности сторон
  • Преамбула
  • Количество груза. Полный груз. Грузовой марджин. Мертвый фрахт. Ответственность судовладельца за недогруз. Палубный груз
  • Права фрахтователей в отношении администрации судна